ЕГЭ

Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ 11(12) КЛАССОВ

Государственная итоговая аттестация выпускников 11(12) классов организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.  В соответствии со ст.59 ч.13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ГИА проводится в следующих формах:

• в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) с использованием экзаменационных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ ЕГЭ);
• в   форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов – для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типов, а так же в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Обязательными экзаменами являются  —  русский язык и математика, остальные сдаются на добровольной основе.
В связи с утвержденным приказом Минобрнауки от 05.08.2014 № 923 об изменениях порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования вводится следующее:
• итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА выпускников 11(12) классов. Изложение вправе писать обучающиеся с ОВЗ, дети инвалиды, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении и обучающиеся, получающие среднее общее образование в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• к ГИА по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются учащиеся Х классов, имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения;
• разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни (выбирает сам обучающийся);
• раздел «Говорение» в ЕГЭ по иностранным языкам на добровольной основе;
• сроки подачи заявления на участие в ГИА (для участия в ГИА в феврале – до 1 декабря; для участия в другие сроки – до 1 февраля);
• обучающиеся изменяют (дополняют) выбор учебного предмета (перечня учебных предметов) при наличии уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтверждённых документально) не      позже чем за две недели до начала соответствующих экзаменов.
По поручению Рособрнадзора организационным и технологическим обеспечением проведения ЕГЭ на федеральном уровне занимается ФЦТ, разработкой и экспертизой КИМ – ФИПИ.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

ЛОКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ)

 

Пять открытых направлений тем итогового сочинения
на 2021/22 учебный год.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание – вечная тема.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2021-2022 учебный год:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Порядок заполнения, учета и выдачи  выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов

Об особенностях выдачи медали «За особые успехи в учении» в 2020 году

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006110007