| Одаренность — способность удивляться и познавать, уметь находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта Э. Фромм |
28 марта на базе МБОУ «Гимназия № 71» («Радуга») г. Кемерово проходил городской семинар-практикум для учителей русского языка и литературы по теме «Формы и методы работы с учащимися, проявившими выдающиеся способности».
Организаторами семинара выступили Поварич Наталья Александровна директор гимназии № 71 («Радуга»), Соколова Евгения Александровна, зам директора по учебно-воспитательной работе, Зозолева Галина Александровна, руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла, педагог-психолог.
Активное участие в подготовке и проведении семинара приняли учителя русского языка и литературы: Гильдебрант Ирина Генриховна, Пилюгина Елена Павловна, Привалова Галина Федоровна, Шершиков Никита Сергеевич, а также учителя истории и обществознания: Евсович Станислав Юрьевич, Ткаченко Артем Борисович.
Учителями были подготовлены интересные, содержательные доклады по организации работы с учащимися, имеющими выдающиеся способности. Деловой тон всему семинару задала методист МБОУ ДПО НМЦ Кухта Е.Е. Ее доклад так и назывался: «Работа с детьми, имеющими выдающиеся способности, на уроках русского языка и литературы». Подробно была раскрыта суть понятий «талант», «одаренность», «способности» и др.
Тему семинара продолжила Соколова Евгения Александровна, зам. директора по УВР гимназии, представив доклад «Организация работы с одаренными детьми в условиях МБОУ «Гимназия №71» («Радуга»). Ею был сделан акцент на практическом опыте работы педагогического коллектива гимназии по организации работы с учащимися, имеющими выдающиеся способности. Были рассмотрены виды одаренности по направлениям деятельности:
— в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;
— в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;
— в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
— в коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность;
— в духовно-ценностной деятельности – создание новых духовных ценностей в жизни, служение людям.
Далее были представлены формы и методы работы с одаренными детьми. Привалова Галина Федоровна, учитель русского языка и литературы, в ходе подготовки к семинару провела научное исследование по теме семинара. Проведенное ею анкетирование среди учителей гимназии позволило выявить формы и методы работы с детьми, имеющими выдающиеся способности. В своем выступлении Галина Федоровна отметила, что высокие результаты в работе с детьми достигаются при помощи упорного труда с использованием различных форм и методов, которые учителя мастерски сочетают и применяют в зависимости от поставленной перед учениками задачи.
Своим педагогическим опытом поделилась Пилюгина Елена Павловна, учитель русского языка и литературы, в докладе «Научно-исследовательская деятельность учащихся как форма работы с детьми, имеющими выдающиеся способности». Она рассказала о ходе подготовки к Всероссийской олимпиаде по литературе ученицы 11 класса Д. В., занявшей I место в этом сложном литературном турнире.
Интересным и познавательным был доклад «ИКТ технологии при работе с детьми, имеющими выдающиеся способности» учителя истории и обществознания Ткаченко Артема Борисовича. Он посоветовал учителям пользоваться современными сайтами для нахождения на них полезной информации для нетрадиционных подходов к работе с одаренными детьми.
Интегрированный урок по теме был представлен двумя учителями: Евсовичем Станиславом Юрьевичем, учителем истории и обществознания и Шершиковым Никитой Сергеевичем, учителем русского языка и литературы. Данная разработка предназначена для старшеклассников с целью изучения русской литературы в историческом контексте периода 19-20 веков. И надо сказать, урок удался на славу. Да и сам сценарий был разработан в виде игры.
Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что семинар затронул довольно актуальную проблему: какие следует выбирать формы и методы для работы с учащимися, чтобы они как можно чаще проявляли свои выдающиеся способности, могли нестандартно мыслить, достигать высоких результатов. Талантливым может стать каждый человек, главное, он должен быть трудолюбивым, нацеленным на открытие нового, склонным к глубокому осознанию своего опыта, творчески подходящим к любой выполняемой им работе.
Привалова Г. Ф. учитель русского языка и литературы